илл.: Царица массагетов Томириса опускает голову Кира в наполненный кровью кожаный мех.
Рис. А. Цик, грав. Р. Бонг.
Жизнь знаменитых людей древности, вызывавшая у современников чувство страха, ужаса или удивления, нередко бывает изукрашена баснословными рассказами – мифами, легендами или сагами.
Так, между прочим, вся славная жизнь персидского царя Кира старшего, из династии Ахеменидов, от самого рождения до трагической смерти, предается его биографами облеченною в чарующие сказания. Обреченный смерти в первый день жизни, вследствие странного сновидения, виденного его дедом, лидийским царем Астиагом, Кир чудесным образом остается в живых, возвращается затем ко двору Астиага, которого впоследствии свергает с престола и разрушает его могущественное царство, основывая на его месте новое, еще более могущественное персидское государство. Оно простиралось от восточных берегов Средиземного моря до Инда, чрез всю западную Азию, и далеко превосходило по обширности и могуществу все прежние, до того существовавшие, государства, обнимая наряду с культурными народами того времени дикие орды кочевников.
Создать такое государство, объединить в одно целое столь различные части, в состав его входившие, представлялось уму древних чем-то сверхъестественным, исполинским, недоступным простому человеку; почему события жизни этого персидского царя носят на себе характер чудесного и, начиная с Геродота, все позднейшие историографы древности, Ксенофонт, избравший в своей Киропедии Кира предметом поучительного романа, Ктезий, Николай дамасский и др. перемешивают действительность с басней, описывая историю царствования Кира. Неоспоримо только то, что Кир был человеком необычайным, стоявшим выше всех своих современников, честолюбивым и тщеславным, одаренным страстью завоевания, которую он соединял с громадною энергиею и большими государственными талантами. Достигнув неожиданной высоты могущества, жертвуя для достижения своих планов и целей тысячами человеческих жизней, Кир внезапно испытывает перемену до того благотворившей ему судьбы, терпит неудачу, поражение и находит сам внезапную смерть.
Геродот рассказывает о ней следующее. Покорив плодоносный Юг, Кир задумал подчинить своей власти и те свободные племена, которые кочевали в северной части средней Азии, по обеим сторонам Каспийского моря. Прежде всего Кир обратил свое оружие на массагетов,– бедный, но воинственный народ, живший за Яксартом (нынешнею Сыр-Дарьей). Причиной этой войны выставляется отказ, который получил Кир от царицы массагетов, Томирисы, когда он домогался ее руки. Перейдя Яксарт, Кир заманил в засаду массагетское войско, нанес им тяжкое поражение, умертвив несколько тысяч человек и еще более захватив в плен. В числе пленных находился сын Томирисы, Спарганиз. Последний не захотел перенести такого позора и просил царя освободить его от оков; но как только их с него сняли, он тут же умертвил себя. Потеря сына привела царицу Томирису в отчаяние. Она сделала воззвание к своему народу и другим скифам, собрала новое громадной войско и пошла против Кира.
Произошло сражение в 529 г. до Р. Хр., самое кровопролитное изо всех, какие бывали между варварами, говорит Геродот. Убитые тысячами устилали землю;– в конце концов, персы были разбиты и сам, до тех пор непобедимый, Кир пал на поле битвы. Когда был найден труп царя, разгневанная Томириса велела отрубить ему голову и бросила ее в кожаный мех, наполненный человеческою кровью, чтобы ненасытный завоеватель и истребитель народов мог вдосталь упиться ею.
Этот момент и воспроизвел художник на помещенном нами рисунке. Впрочем, Ктезий, придворный врач персидского царя Артаксеркса Мнемона, написавший истрию персов до 399 го. до Р. Хр., передает что Кир был ранен в войне с дербиками и умер от раны на третий день. Тело Кира было погребено в Пассаргадах. Александр Великий посетил гробницу, от которой еще и теперь, в развалинах Кала-и-Дара, близь города Дарабшерд, заметны кой-какие остатки.